Электронная библиотека

добавить: а также метафизическая и юридическая.}. Отсюда ясно следует, что не может стоять вопрос о различных нравственных или безнравственных предрасположениях, фатально определенных самим организмом ребенка с наследственными и врожденными достоинствами и пороками, и что моральная врожденность ничем и ни в чем не отличается от интеллектуальной врожденности, ибо и та и другая сводятся к большей или меньшей степени совершенства, достигнутого вообще развитием мозга.

"Раз признаны анатомические и физиологические свойства ума,-- говорит г. Литтре (стр. 355),-- то можно проникнуть в самую глубь его истории. Покуда ум не был перестроен и обогащен цивилизацией, обладал лишь простыми идеями {Мы сказали бы -- "первичными понятиями" или даже "простыми представлениями предметов".}, производимыми как внутренними, так и внешними {Чувственные впечатления, получаемые индивидом посредством его нервов от внешних и внутренних предметов.} впечатлениями, он находился, таким образом, на низшей ступени развития, для того, чтобы подняться выше, ум обладает лишь способностью удерживания и ассоциации {Удержание простых идей памятью и ассоциация их деятельностью мозга.}, но этого достаточно. Постепенно образуются сложные комбинации, увеличивающие силу и поле деятельности мозга {Посредством ассоциации простых идей.}; наконец, подвигаясь вперед, человек приходит к великим интеллектуальным свершениям. Умственный аппарат увеличивается и совершенствуется, а без инструментария нельзя сделать ничего значительного ни в интеллектуальной области, ни в промышленности".

"По мере того как совершается это развитие, оно призывает себе на помощь важное свойство жизни, а именно наследственность, которая способствует закреплению его в настоящем и облегчению в будущем. Новые умственные способности, будучи раз приобретенными, передаются -- это экспериментальный факт -- потомкам в форме врожденных черт; врожденности вторичной, третичной, которая в умственной области создает своего рода улучшенные человеческие расы. Это заметно, когда встречаются народности, прошедшие через разное развитие; низшая исчезает или через длительный промежуток времени достигает уровня высшей".

Ниже, процитировав слова г. Льюиса: "Мозговая сфера, где царят аффективные страсти, как и та, где находятся чисто интеллектуальные проявления, тесно взаимосвязаны", г. Литтре добавляет {Стр. 357.}: "Это совершенное подобие между интеллектом и чувством, а именно источником, откуда черпают нервы {Источником, откуда нервы черпают как чувственные, так и инстинктивные впечатления, sensorium commun* является, по мнению г. Литтре и г. Льюиса, оптический слой, где сходятся все, как внешние, так и внутренние, впечатления, т. е. произведенные внешними предметами или же явившиеся из внутренних тканей организма, который "системой волокон и соединений передает эти впечатления коре головного мозга (серому веществу) -- центру как аффективных, так и интеллектуальных способностей" (стр. 340--341).}, и центром, где почерпнутое ими перерабатывается {Серое вещество мозга в собственном смысле, состоящее

Скачать<<НазадСтраницыГлавнаяВперёд>>
(C) 2009 Электронные библиотеки